08:32 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Секреты Третьяковки: Картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании Источник:

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Общественный интерес к скандальным историям в какой-либо сфере жизни во все времена был чрезмерно велик. Увы, так устроены люди. Там где пахнет жареным — туда все внимание. Не обошли стороной такие истории и русскую живопись конца 19 и начала 20 века. По крайней мере несколько случаев достаточно громко погремели на всю Москву. Однако даже самые грандиозные скандалы со временем утихали, а полотна, спровоцировавшие их, продолжали жить, да и до сих пор живут своей жизнью, украшают стены галереи и привлекают публику своими пикантными историями.


Третьяковка и по сей день хранит немало шедевров русской живописи, истории создания которых в свое время вызвали громкие скандалы и разбирательства.

Обнаженное искусство


Фаина Шевченко - актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.

Фаина Шевченко — актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.


В центр этого скандала попал известный русский художник Борис Кустодиев и его модель, актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. С нее то и писал художник в 1915 году пышнотелую оголенную диву, которая стала героиней полотна «Красавица».

 Фаина Шевченко - актриса Московского художественного театра.

Фаина Шевченко — актриса Московского художественного театра.


Живописцу пришлось долго уговаривать 21-летнюю Фаину позировать в раздетом виде. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — возмущенно парировала уговоры Фаина. Однако, немного посопротивлявшись, склонная к авантюрам актриса, предстала перед художником в обнаженном виде. А позже и перед всем миром...Так как это полотно приобрело широкую популярность и не только в России. А если ко всему еще и учесть, что из него было сделано несколько авторских копий, то шансов остаться незамеченной у Фаины не было никаких.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.


Но обо всем по-порядку... Художник, боясь, чтобы модель не передумала, работал над картиной с раннего утра и до поздней ночи. Он тщательно пытался передать атмосферу достатка в купеческом доме, где и «атласное одеяло и пуховые подушки в кружевных наволочках, и богатый расписной сундук и обои в цветочек»... все вместе отражало «народный идеал» о счастье. А сам образ «русской Венеры с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом» — традиционные вкусы русской натуры. Одним словом Кустодиев попытался передать идеал женщины, олицетворяющий и божественную красоту, и эротику; а также идеал материального достатка.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.


Когда полотно предстало перед московской публикой, начался небывалый ажиотаж, разделивший общественность города на два лагеря: одни — объявили её «пошлятиной», не соответствующей духу времени (в моду как раз вошли «плоскогрудые анемичные девицы»), а иные объявили шедевром, который станет первым номером в русской живописи. И как показало время — вторые оказались правы.

Фаина Шевченко - актриса, лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — актриса, лауреат двух Сталинских премий.


Но самый шокирующий эффект это событие произвело на режиссёра МХАТа Константина Станиславского, где служила Фаина Шевченко. Он пришел в ужас от того, что актриса его театра оказалась замешанной в таком «мещанском» скандале, да к тому же в таком виде.

Москва еще долго гудела, перебирая косточки и Кустодиеву и актрисе, но народная любовь к весёлой и талантливой Фаине позволила потихоньку забыть ее «грех» в глазах общественности. А слава пышнотелой «Красавицы» не помешала ей еще длительное время служить в театре и получить две Сталинские премии!



Без разрешения


Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.

Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.


В эпицентре этой нелицеприятной ситуации оказался живописец Василий Пукирев — создатель нашумевшего полотна «Неравный брак». В 1862 году, сразу же после написания, картина была приобретена Павлом Третьяковым и выставлена на суд публики в его галерее, произведя сразу же небывалый фурор и вместе с тем крупную ссору двух друзей. Один из них был сам художник, а другой — купец Сергей Варенцов, который увидев свой образ на полотне, пришел в ярость. Купец предъявил претензии художнику в том, что тот без спросу изобразил его в роли отвергнутого возлюбленного, а именно шафера на втором плане, стоящем за невестой.

А дело было в том, что в основу сюжета действительно легла душещипательная история несчастной любви Сергея Михайловича, которой он по-дружески поделился когда-то с художником. Его любимую девушку родители отдали в жены более богатому, но пожилому претенденту. И это купца чрезмерно задело за живое и долго угнетало. А впечатлительный Пукирев воспользовался этим рассказом для сюжета своей работы, изобразив новоявленного жениха пристарелым генералом, а Сергея Михайловича — шафером.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


Соответственно Варенцов, увидев свой образ на полотне закатил художнику скандал. И Пукиреву, дабы его замять, пришлось немедля дописать элегантную бородку шаферу. Однако после этого образ шафера начал смахивать на самого художника и тут-то все припомнили историю о несчастной любви самого Пукирева: в юности и его любимую отдали замуж за более богатого и перспективного.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


В действительности объективных причин для враждебной неприязни к художнику у купца Варенцова было две: первая — Варенцов собрался жениться на другой избраннице и эта история могла его поставить в неловкое положение и вторая — уж очень злободневным оказался сюжет этого полотна.

В начале 1961 года Священным синодом был издан указ, осуждающий бракосочетания между стариками-женихами и девочками-невестами, однако мало кто принял его во внимание и такие браки по-прежнему продолжались заключаться. А после выхода в свет картины «не один престарелый генерал, увидав «Неравный брак», взял назад своё намерение жениться на молодой особе», — так описывал впечатления публики от произведения Пукирева Илья Репин.



Охотник-рогоносец


Не менее популярна по скандальности и картина Василия Перова — «Охотники на привале» — самая знаменитая из работ художника, хранящаяся со дня своего создания в Третьяковской галерее.

Герои полотна — реальные жители Москвы, с которыми художник дружил долгое время.
Дмитрий Кувшинников, Василий Бессонов и Николай Нагорный — вот эта троица, проставленная на века художником.

 «Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.

«Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.


Так, известному московскому доктору Кувшинникову досталась главный образ «Бывалого», который эмоционально описывает приятелям небывалый случай из своей охотничьей практики. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! — так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».

Читайте также: «Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова.

Доктор Кувшинников.

Доктор Кувшинников.


И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».

Портрет С.П. Кувшинниковой.

Портрет С. П. Кувшинниковой.


Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора — Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.


Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца. Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.

Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя...

 
08:30 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Секреты Третьяковки: Картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании Источник:

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Общественный интерес к скандальным историям в какой-либо сфере жизни во все времена был чрезмерно велик. Увы, так устроены люди. Там где пахнет жареным — туда все внимание. Не обошли стороной такие истории и русскую живопись конца 19 и начала 20 века. По крайней мере несколько случаев достаточно громко погремели на всю Москву. Однако даже самые грандиозные скандалы со временем утихали, а полотна, спровоцировавшие их, продолжали жить, да и до сих пор живут своей жизнью, украшают стены галереи и привлекают публику своими пикантными историями.


Третьяковка и по сей день хранит немало шедевров русской живописи, истории создания которых в свое время вызвали громкие скандалы и разбирательства.

Обнаженное искусство


Фаина Шевченко - актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.

Фаина Шевченко — актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.


В центр этого скандала попал известный русский художник Борис Кустодиев и его модель, актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. С нее то и писал художник в 1915 году пышнотелую оголенную диву, которая стала героиней полотна «Красавица».

 Фаина Шевченко - актриса Московского художественного театра.

Фаина Шевченко — актриса Московского художественного театра.


Живописцу пришлось долго уговаривать 21-летнюю Фаину позировать в раздетом виде. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — возмущенно парировала уговоры Фаина. Однако, немного посопротивлявшись, склонная к авантюрам актриса, предстала перед художником в обнаженном виде. А позже и перед всем миром...Так как это полотно приобрело широкую популярность и не только в России. А если ко всему еще и учесть, что из него было сделано несколько авторских копий, то шансов остаться незамеченной у Фаины не было никаких.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.


Но обо всем по-порядку... Художник, боясь, чтобы модель не передумала, работал над картиной с раннего утра и до поздней ночи. Он тщательно пытался передать атмосферу достатка в купеческом доме, где и «атласное одеяло и пуховые подушки в кружевных наволочках, и богатый расписной сундук и обои в цветочек»... все вместе отражало «народный идеал» о счастье. А сам образ «русской Венеры с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом» — традиционные вкусы русской натуры. Одним словом Кустодиев попытался передать идеал женщины, олицетворяющий и божественную красоту, и эротику; а также идеал материального достатка.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.


Когда полотно предстало перед московской публикой, начался небывалый ажиотаж, разделивший общественность города на два лагеря: одни — объявили её «пошлятиной», не соответствующей духу времени (в моду как раз вошли «плоскогрудые анемичные девицы»), а иные объявили шедевром, который станет первым номером в русской живописи. И как показало время — вторые оказались правы.

Фаина Шевченко - актриса, лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — актриса, лауреат двух Сталинских премий.


Но самый шокирующий эффект это событие произвело на режиссёра МХАТа Константина Станиславского, где служила Фаина Шевченко. Он пришел в ужас от того, что актриса его театра оказалась замешанной в таком «мещанском» скандале, да к тому же в таком виде.

Москва еще долго гудела, перебирая косточки и Кустодиеву и актрисе, но народная любовь к весёлой и талантливой Фаине позволила потихоньку забыть ее «грех» в глазах общественности. А слава пышнотелой «Красавицы» не помешала ей еще длительное время служить в театре и получить две Сталинские премии!



Без разрешения


Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.

Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.


В эпицентре этой нелицеприятной ситуации оказался живописец Василий Пукирев — создатель нашумевшего полотна «Неравный брак». В 1862 году, сразу же после написания, картина была приобретена Павлом Третьяковым и выставлена на суд публики в его галерее, произведя сразу же небывалый фурор и вместе с тем крупную ссору двух друзей. Один из них был сам художник, а другой — купец Сергей Варенцов, который увидев свой образ на полотне, пришел в ярость. Купец предъявил претензии художнику в том, что тот без спросу изобразил его в роли отвергнутого возлюбленного, а именно шафера на втором плане, стоящем за невестой.

А дело было в том, что в основу сюжета действительно легла душещипательная история несчастной любви Сергея Михайловича, которой он по-дружески поделился когда-то с художником. Его любимую девушку родители отдали в жены более богатому, но пожилому претенденту. И это купца чрезмерно задело за живое и долго угнетало. А впечатлительный Пукирев воспользовался этим рассказом для сюжета своей работы, изобразив новоявленного жениха пристарелым генералом, а Сергея Михайловича — шафером.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


Соответственно Варенцов, увидев свой образ на полотне закатил художнику скандал. И Пукиреву, дабы его замять, пришлось немедля дописать элегантную бородку шаферу. Однако после этого образ шафера начал смахивать на самого художника и тут-то все припомнили историю о несчастной любви самого Пукирева: в юности и его любимую отдали замуж за более богатого и перспективного.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


В действительности объективных причин для враждебной неприязни к художнику у купца Варенцова было две: первая — Варенцов собрался жениться на другой избраннице и эта история могла его поставить в неловкое положение и вторая — уж очень злободневным оказался сюжет этого полотна.

В начале 1961 года Священным синодом был издан указ, осуждающий бракосочетания между стариками-женихами и девочками-невестами, однако мало кто принял его во внимание и такие браки по-прежнему продолжались заключаться. А после выхода в свет картины «не один престарелый генерал, увидав «Неравный брак», взял назад своё намерение жениться на молодой особе», — так описывал впечатления публики от произведения Пукирева Илья Репин.



Охотник-рогоносец


Не менее популярна по скандальности и картина Василия Перова — «Охотники на привале» — самая знаменитая из работ художника, хранящаяся со дня своего создания в Третьяковской галерее.

Герои полотна — реальные жители Москвы, с которыми художник дружил долгое время.
Дмитрий Кувшинников, Василий Бессонов и Николай Нагорный — вот эта троица, проставленная на века художником.

 «Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.

«Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.


Так, известному московскому доктору Кувшинникову досталась главный образ «Бывалого», который эмоционально описывает приятелям небывалый случай из своей охотничьей практики. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! — так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».

Читайте также: «Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова.

Доктор Кувшинников.

Доктор Кувшинников.


И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».

Портрет С.П. Кувшинниковой.

Портрет С. П. Кувшинниковой.


Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора — Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.


Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца. Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.

Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя...

 
08:25 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Секреты Третьяковки: Картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании Источник:

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Общественный интерес к скандальным историям в какой-либо сфере жизни во все времена был чрезмерно велик. Увы, так устроены люди. Там где пахнет жареным — туда все внимание. Не обошли стороной такие истории и русскую живопись конца 19 и начала 20 века. По крайней мере несколько случаев достаточно громко погремели на всю Москву. Однако даже самые грандиозные скандалы со временем утихали, а полотна, спровоцировавшие их, продолжали жить, да и до сих пор живут своей жизнью, украшают стены галереи и привлекают публику своими пикантными историями.


Третьяковка и по сей день хранит немало шедевров русской живописи, истории создания которых в свое время вызвали громкие скандалы и разбирательства.

Обнаженное искусство


Фаина Шевченко - актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.

Фаина Шевченко — актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.


В центр этого скандала попал известный русский художник Борис Кустодиев и его модель, актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. С нее то и писал художник в 1915 году пышнотелую оголенную диву, которая стала героиней полотна «Красавица».

 Фаина Шевченко - актриса Московского художественного театра.

Фаина Шевченко — актриса Московского художественного театра.


Живописцу пришлось долго уговаривать 21-летнюю Фаину позировать в раздетом виде. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — возмущенно парировала уговоры Фаина. Однако, немного посопротивлявшись, склонная к авантюрам актриса, предстала перед художником в обнаженном виде. А позже и перед всем миром...Так как это полотно приобрело широкую популярность и не только в России. А если ко всему еще и учесть, что из него было сделано несколько авторских копий, то шансов остаться незамеченной у Фаины не было никаких.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.


Но обо всем по-порядку... Художник, боясь, чтобы модель не передумала, работал над картиной с раннего утра и до поздней ночи. Он тщательно пытался передать атмосферу достатка в купеческом доме, где и «атласное одеяло и пуховые подушки в кружевных наволочках, и богатый расписной сундук и обои в цветочек»... все вместе отражало «народный идеал» о счастье. А сам образ «русской Венеры с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом» — традиционные вкусы русской натуры. Одним словом Кустодиев попытался передать идеал женщины, олицетворяющий и божественную красоту, и эротику; а также идеал материального достатка.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.


Когда полотно предстало перед московской публикой, начался небывалый ажиотаж, разделивший общественность города на два лагеря: одни — объявили её «пошлятиной», не соответствующей духу времени (в моду как раз вошли «плоскогрудые анемичные девицы»), а иные объявили шедевром, который станет первым номером в русской живописи. И как показало время — вторые оказались правы.

Фаина Шевченко - актриса, лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — актриса, лауреат двух Сталинских премий.


Но самый шокирующий эффект это событие произвело на режиссёра МХАТа Константина Станиславского, где служила Фаина Шевченко. Он пришел в ужас от того, что актриса его театра оказалась замешанной в таком «мещанском» скандале, да к тому же в таком виде.

Москва еще долго гудела, перебирая косточки и Кустодиеву и актрисе, но народная любовь к весёлой и талантливой Фаине позволила потихоньку забыть ее «грех» в глазах общественности. А слава пышнотелой «Красавицы» не помешала ей еще длительное время служить в театре и получить две Сталинские премии!

Читайте также: Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Без разрешения


Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.

Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.


В эпицентре этой нелицеприятной ситуации оказался живописец Василий Пукирев — создатель нашумевшего полотна «Неравный брак». В 1862 году, сразу же после написания, картина была приобретена Павлом Третьяковым и выставлена на суд публики в его галерее, произведя сразу же небывалый фурор и вместе с тем крупную ссору двух друзей. Один из них был сам художник, а другой — купец Сергей Варенцов, который увидев свой образ на полотне, пришел в ярость. Купец предъявил претензии художнику в том, что тот без спросу изобразил его в роли отвергнутого возлюбленного, а именно шафера на втором плане, стоящем за невестой.

А дело было в том, что в основу сюжета действительно легла душещипательная история несчастной любви Сергея Михайловича, которой он по-дружески поделился когда-то с художником. Его любимую девушку родители отдали в жены более богатому, но пожилому претенденту. И это купца чрезмерно задело за живое и долго угнетало. А впечатлительный Пукирев воспользовался этим рассказом для сюжета своей работы, изобразив новоявленного жениха пристарелым генералом, а Сергея Михайловича — шафером.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


Соответственно Варенцов, увидев свой образ на полотне закатил художнику скандал. И Пукиреву, дабы его замять, пришлось немедля дописать элегантную бородку шаферу. Однако после этого образ шафера начал смахивать на самого художника и тут-то все припомнили историю о несчастной любви самого Пукирева: в юности и его любимую отдали замуж за более богатого и перспективного.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


В действительности объективных причин для враждебной неприязни к художнику у купца Варенцова было две: первая — Варенцов собрался жениться на другой избраннице и эта история могла его поставить в неловкое положение и вторая — уж очень злободневным оказался сюжет этого полотна.

В начале 1961 года Священным синодом был издан указ, осуждающий бракосочетания между стариками-женихами и девочками-невестами, однако мало кто принял его во внимание и такие браки по-прежнему продолжались заключаться. А после выхода в свет картины «не один престарелый генерал, увидав «Неравный брак», взял назад своё намерение жениться на молодой особе», — так описывал впечатления публики от произведения Пукирева Илья Репин.

Читайте также:Скандальный «Неравный брак» – картина, на которую не рекомендуется смотреть перед свадьбой женихам в летах.

Охотник-рогоносец


Не менее популярна по скандальности и картина Василия Перова — «Охотники на привале» — самая знаменитая из работ художника, хранящаяся со дня своего создания в Третьяковской галерее.

Герои полотна — реальные жители Москвы, с которыми художник дружил долгое время.
Дмитрий Кувшинников, Василий Бессонов и Николай Нагорный — вот эта троица, проставленная на века художником.

 «Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.

«Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.


Так, известному московскому доктору Кувшинникову досталась главный образ «Бывалого», который эмоционально описывает приятелям небывалый случай из своей охотничьей практики. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! — так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».

Читайте также: «Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова.

Доктор Кувшинников.

Доктор Кувшинников.


И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».

Портрет С.П. Кувшинниковой.

Портрет С. П. Кувшинниковой.


Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора — Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.


Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца. Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.

Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя...

Метки: секреты Третьяковки
 
12:16 23.09.2018
Инна Ващенко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Филигрань и скань

.

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Метки: искусство, АЯТ, распространение, филигрань, история появления
 
10:44 19.09.2018
Анастасия Бузько опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Из чего состоит опера

Поп-музыка, рок, рэп — все это существует с презумпцией того, что для пения (отнесем к нему и рэп для наглядности) абы какие слова не подойдут: нужен текст, который хорошо ложится на музыку, соответствующим образом ритмически организованный, очень часто рифмованный и вдобавок строфически выстроенный. Иными словами, без поэзии пения вроде как и не бывает, и даже всякое «мой номер двести сорок пять, на телогреечке печать» — и оно стремится туда же, к той олицетворенной всевозможными аэдами, скальдами и прочая парадигме, которой черт знает сколько тысяч лет. Вокальная музыка — первородный и самый естественный способ существования поэзии. Поэтический текст — нормальный и даже нормативный словесный «контент» для музыки.

Опера при всем своем консерватизме в этом смысле оказывается куда более отважной, чем массовая культура. Оперы, написанные на сплошь прозаический текст, не просто «встречаются» или «бывают» — их десятки и десятки, причем в это число входят и популярные, хитовые или, во всяком случае, широко известные названия. «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Война и мир» Прокофьева, «Воццек» Берга, «Билли Бадд» Бриттена, «Саломея» Рихарда Штрауса, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и много чего еще.

Как легко заметить, все эти оперы были написаны в течение последних ста с лишним лет. Отречение от такой извечной скрепы, как безраздельное господство поэзии в оперных либретто (разговорные вставки не в счет), действительно случилось только в последние десятилетия XIX века. Подступы были заметны и раньше. Еще в 1850-е Верди грозился очередным заказчикам написать оперу на прозаическое либретто — грозился скорее в шутку, но заказчиков всерьез перепугал. Сам Верди эту угрозу не осуществил (Италия, первооткрывательница идей и оперной музыки, и оперного либретто, в этом отношении оказалась в целом чуть более консервативной). Но вообще в конце 1860-х и в 1870-е за эксперименты с прозаическим текстом берутся оперные композиторы очень разных вкусов, взглядов, эстетических предпочтений — например, оказались в их числе и Мусоргский, и Гуно. И это было не формалистическое новаторство ради новаторства, а просто реакция на то, что музыка страшно далеко ушла по сложности, богатству, образности, по гармоническому, идейному, тембровому арсеналу от ситуации барочных времен. После Вагнера рабски следовать в оперной мелодике (все-таки не романс и не песенка) просодии стихотворного текста было уже несколько нелепо. А вот прозаическая речь, организованная разнообразно и прихотливо, естественная, нестесненная, интонационно гибкая, представлялась композиторам, по выражению того же Гуно, «неистощимыми залежами возможностей».

Разумеется, это была речь не газетной заметки и не уличной торговки. Главный импульс к появлению оперы с прозаическим либретто — то, что перед композитором лежал готовый текст с самостоятельной и, как правило, счастливой судьбой: роман, повесть или драма. Отчасти читательское восхищение композитора, отчасти эта самая счастливая судьба и вызывали к жизни оперную адаптацию литературного опуса. Такое бывало и раньше — иначе бы не видать нам ни «Лючии ди Ламмермур», вдохновленной Вальтером Скоттом, ни «Травиаты», вдохновленной Дюма-сыном. Но просто раньше царило убеждение, что проза, даже славная, слишком нескладна, низка, груба для оперной сцены, а потому ее обязательно нужно версифицировать, предусмотрев удобные тексты для речитативов и арий. А потом это убеждение довольно быстро отжило свое — вместе со многими другими художественными постулатами, которые к концу XIX века стремительно превращались в анахронизм.

Только не стоит увлекаться, видя в соединении оперной музыки и нестихотворного текста исключительно достижение модерна и модернизма. В конце концов, была же и церковная музыка, которая в XIX веке, положим, начала себя мыслить как нечто совершенно автономное со своей сугубо «духовной» эстетикой — но прежде того вот совсем не чуралась оперной эстетики и оперных приемов. А тексты там понятно какие: привычная нам силлабо-тоническая поэзия присутствовала, конечно, в протестантском богослужении, но в богослужении католическом стихотворных богослужебных текстов было на порядок больше; песнопения мессы, антифоны, респонсории и особенно псалмы — это тоже, конечно, поэзия, однако совсем не того свойства, что «Куда, куда вы удалились...» И ничего: совсем не стало меньше из-за этого прекрасных и вполне оперных по складу арий в псалмах Вивальди или в мессах Моцарта, Гайдна, Бетховена, не говоря уже о множестве менее известных композиторов. Или в «Мессии» и «Израиле в Египте» Генделя, где попурри из библейских цитат тоже никакой версификации не подвергалось.

Для первых «прозаических» опер вроде «Пеллеаса и Мелизанды» критики придумали даже как будто осуждающий термин — Literaturoper, «литературная опера». Отчасти это было довольно метко: слово это ненароком отмечало, что отвлеченно-условные сюжеты для новых опер становятся неудобными, а вот использовать уже хорошо известное литературное произведение — верный способ привлечь к новой опере внимание публики. Но, если по правде, опера и без того как была, так и остается фундаментально связанной с новоевропейской словесностью: это трансформирующаяся от поколения к поколению эстетика большой литературы определяла многое в образности оперного зрелища прежде и продолжает сказываться в современных интерпретациях опер — и поэтических, и прозаических.

Метки: опера, АЯТ(искусство)
 
21:30 15.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Неизвестные таланты великих: Живописные пейзажи на акварелях поэта Михаила Лермонтова Арт

Живописное наследие Михаила Лермонтова.

Живописное наследие Михаила Лермонтова.

Некоторым талантливым людям и жизни длиною в век не хватает, для того чтобы развить свой талант и подарить его миру. Чего не скажешь о русском поэте Михаиле Лермонтове, достигшем к своим 27 годам высокого творческого взлета не только в поэзии, а и в живописи. Да, совсем не многие знают о Лермонтове-художнике, оставившем в наследие грядущим поколениям тринадцать живописных полотен, выполненных маслом, более сорока акварельных работ и свыше трехсот рисунков и набросков.


Уникальный дар к искусствам


Лермонтов в детстве.  1820-1822. Неизвестный художник.

Лермонтов в детстве. 1820-1822. Неизвестный художник.


Рожденный в семье отставного капитана Юрия Лермонтова, 3-летний Миша почти не помнил своей рано умершей матери. Детские годы мальчика прошли в пензенском имении его бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в Тарханах, которая всецело посвятила себя воспитанию и всестороннему образованию внука.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник.


По дворянским традициям в процесс становления личности юного дворянина в обязательном порядке были включены не только уроки фехтования, музыки, иностранных языков, а и уроки живописи и рисунка. И нужно заметить, что дар к искусствам маленький Миша имел удивительный.

Автопортрет. Масло. (1837-38 г.г.).

Автопортрет. Масло. (1837-38 г.г.).


Тонко чувствуя музыку, он был уверен, что она способна намного точнее и глубже, нежели слова, отразить сокровенные чувства. Он с детства отлично играл на скрипке и фортепиано. К тому же у Михаила был аналитический склад ума, и ему без труда давалось решение сложных математических задач. Он был отличным игроком в шахматы и великолепным рассказчиком, и ко всему свободно владел несколькими иностранными языками. Как было сказано выше, хорошо владел техникой рисунка и приемами живописи. И что удивительно, Лермонтову все давалось без особого труда. Однако свой поэтический дар он тщательно отшлифовывал упорным трудом, так как мечтал стать со своими стихами в один ряд с гением Пушкина. Впрочем, чего и достиг в полной мере. Хотелось бы заметить, что талантливый юноша свою первую поэму написал в четырнадцать лет.

Воспоминание о Кавказе. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Воспоминание о Кавказе. Масло. (1837 год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Увлечение же рисованием явилось одним из самых ранних пристрастий Михаила, из жизнеописания которого известно, что рисовать поэт начал намного раньше, нежели сочинять стихотворения. Первые азы в рисовании будущему поэту преподал художник Александр Солоницкий. А начиная с 1830-х годов, будучи кадетом, а позже юнкером юный Лермонтов брал уроки по изобразительному искусству у живописца Петра Заболоцкого, который написал несколько портретов своего талантливого ученика.

Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. (1837 год). Автор: Петр Заболотский.

Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. (1837 год). Автор: Петр Заболотский.


Из воспоминаний о Михаиле близкого родственника поэта Акима Шан-Гирея: «Любовь к изобразительному искусству Михаил питал еще в самом раннем возрасте. Он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...»

Эльбрус. Масло. Автор: М.Ю. Лермонтов.

Эльбрус. Масло. Автор: М. Ю. Лермонтов.


Творчество Лермонтова было весьма разноплановым. Писал он и панорамные пейзажи, и портреты, затронул и жанровые военные сюжеты, создал иллюстрации к множеству собственных произведений, не плохо удавались поэту и карикатуры. Однако самые известные его произведения связаны с Кавказом, написанные в духе романтизма. Лучшие творения поэта были созданы во время первой ссылки.

Пятигорск. Масло. (1837год). М.Ю. Лермонтов.

Пятигорск. Масло. (1837год). М. Ю. Лермонтов.


Он был одним из первых живописцев, обратившихся к чарующей красоте кавказских гор. Практически все панорамные виды Кавказа Лермонтов создал как малый фрагмент огромной гористой местности, где и развалины старых строений, и монастыри, и храмы, как бы висящие над обрывами скал, органично вписаны на картинную плоскость. А миниатюрные изображения фигур всадников, погонщиков верблюдов, женщин еще больше подчеркивают «космическую безмерность» панорамного изображения.

И что интересно, при исследовании полотен Михаила Юрьевича специалистами доказано, что изображаемая местность по большей мере соответствует реальной топографии.

Крестовая гора. Масло. (1837-1838 г.г.). М.Ю. Лермонтов.

Крестовая гора. Масло. (1837-1838 г.г.). М. Ю. Лермонтов.


Михаил Лермонтов.

Михаил Лермонтов.


В своих портретах Лермонтов так же стремился к максимальному соответствию натуре. Так, к примеру, автопортрет, который написал в 1837-38 годах, исследователи жизни и творчества поэта считают одним из самых достоверных портретов.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. Масло.(1837год). М.Ю. Лермонтов.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. Масло.(1837год). М. Ю. Лермонтов.


Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева. Масло.(1839год). Автор:  М.Ю. Лермонтов.

Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева. Масло.(1839год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. (1837 год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840-1841 г.г.). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840-1841 г.г.). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. Масло. (1837 год). Автор: Михаил Лермонтов.

Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. Масло. (1837 год). Автор: Михаил Лермонтов.


Окрестности селения Караагач. Масло. (1837-1838). (Изображены окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Окрестности селения Караагач. Масло. (1837-1838). (Изображены окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. (1837-38г.г.). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. (1837-38г.г.). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Башня в Сиони. Масло. (1837-1838г.г.). (Это одно из самых масштабных полотен, написанных поэтом маслом и подаренных бабушке). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Башня в Сиони. Масло. (1837-1838г.г.). (Это одно из самых масштабных полотен, написанных поэтом маслом и подаренных бабушке). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Грузинки на крыше сакли. Графитный карандаш. (1837год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Грузинки на крыше сакли. Графитный карандаш. (1837год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Тамань. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Тамань. Масло. (1837 год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


 Портрет М. Ю. Лермонтова. Автор: П. Кончаловский.

Портрет М. Ю. Лермонтова. Автор: П. Кончаловский.


Свои работы Лермонтов раздаривал родным и друзьям. Однако на сегодняшний день практически все сохранившиеся его работы собраны в галереях и музеях России. И кто знает, сколько бы еще великолепных полотен написал бы Михаил Юрьевич, если бы его жизнь не оборвалась трагически в столь молодом возрасте.


<< назад вперед >>
Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
RSS psiholonatik
Войти